Уважаемые родители!!!
Переходите в телеграм-канал и пользуйтесь интересными материалами для занятий с детьми дома.
В нашем телеграм-канале Вас ждут увлекательные задания, сказки, стихи, рассказы и мастер-классы.

Защита прав ребенка

Уполномоченный по правам ребенка в Ставропольском крае

Адаменко Светлана Викторовна


Закон Ставропольского края № 94-кз «О дополнительных гарантиях защиты прав несовершеннолетних, признанных потерпевшими в рамках уголовного судопроизводства».

Настоящий Закон устанавливает дополнительные гарантии защиты прав несовершеннолетних, признанных в порядке, определенном уголовно-процессуальным кодексом российской федерации, потерпевшими в рамках уголовного судопроизводства.

В соответствии с Законом, несовершеннолетним данной категории оказываются следующие меры социальной поддержки:
- юридическая помощь;
- психологическая помощь.

Основанием для предоставления мер социальной поддержки несовершеннолетнему является обращение несовершеннолетнего, его законных представителей о предоставлении мер социальной поддержки, а также сообщение органов дознания, органов предварительного следствия, суда или иных органов и лиц об участии несовершеннолетнего в уголовном судопроизводстве в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - комиссия по делам несовершеннолетних) в муниципальном или городском округе Ставропольского края по месту жительства несовершеннолетнего.

  • Куда обращаться:
  • Для получения мер социальной поддержки в формах оказания юридической помощи и психологической помощи необходимо обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав города Пятигорска (КДН и ЗП г. Пятигорска):
  • г. Пятигорск, пл. Ленина, 2, каб. 203,
  • +7 (8793) 33-03-40,
  • Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Контакты, куда можно обратиться за помощью,
если Вашему ребенку угрожает опасность или ему нужна помощь:


Международные документы, касающиеся прав ребенка

В 1923 году в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребенка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей.

В Декларации впервые подчеркивалось, что забота о детях и их защита не являются больше исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Все человечество должно заботиться о защите прав детей.

Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребенка как составная часть защиты прав человека сложилась гораздо позже, т.е. только после провозглашения Организацией Объединенных Наций принципа уважения прав человека.

Необходимость разработки мер по охране прав ребенка, в силу его физической и умственной незрелости, потребовала выделения международной защиты прав детей в особое направление. Так был создан Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), который осуществляет международную защиту прав ребенка по нескольким направлениям:

  • разработка деклараций, резолюций, конвенций с целью подготовки международных стандартов в области прав ребенка
  • создание специального контрольного органа по защите прав ребенка
  • содействие приведению национального законодательства в соответствии с международными обязательствами
  • оказание международной помощи через Детский фонд ООН

Наиболее результативной является нормотворческая деятельность ЮНИСЕФ по защите прав ребенка. К основным международным документам, касающимся прав детей, относятся:

  • Декларация прав ребенка (1959)
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)

Декларация прав ребенка является первым международным документов, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер.

В десяти принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование и развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в декларации уделяется защите прав ребенка. В ней указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Декларация является смысловой основой для нового важнейшего международного документа – Конвенции о правах ребенка. Принятие Конвенции стало значительным событием в области защиты прав детей. В Конвенции впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека. Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на:

  • воспитание
  • развитие
  • защиту
  • активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Основные, естественные права ребенка в Конвенции, по сути, повторяют основные права взрослого по Всеобщей декларации прав человека. Так, государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии (ст.14, п.1); ребенок имеет право свободно выражать свое мнение: это право включать свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме (ст.13, п.1); государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного и социального развития (ст.27, п.1).

Часть положений Конвенции о правах ребенка более специфична. Так, государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительские меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке (ст.19, п.1); признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях (ст.31. п.1); признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст.32, п.1).

В Конвенции отмечается, что родители и другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка (ст.27, п.2).

Отдельно хотелось бы отметить выдвигаемые Конвенцией требования к образовательным процессам. Так, в статье 29 отмечается, что образование ребенка должно быть направлено на:

  • a. развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;
  • b. воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;
  • c. воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличной от его собственной;
  • d. подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
  • e. воспитание уважения к окружающей природе.

Конвенция о правах ребенка признана во всем мире документом международного права и является образцом высокого социально-нравственного и педагогического значения.

Значение этого международного документа состоит еще и в том, что впервые в рамках Конвенции был создан международный механизм контроля - Комитет по правам ребенка, который уполномочен раз в пять лет рассматривать доклады государств о принятых ими мерах по осуществлению положений Конвенции.


Ознакомление с Конвенцией о правах ребенка

Защита прав особая проблема государства и общества в целом. Главной задачей правового образования является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореализации вне зависимости от его психофизических особенностей, индивидуальных различий, иными словами защита прав ребенка на любом этапе его развития. Права и достоинства ребенка защищает международное и российское законодательство.

Детский фонд ООН – ЮНИСЕФ, осуществляющий международную защиту прав ребенка, разработал следующие документы:

  • Всеобщая декларация прав человека (1948 г)
  • Декларация прав ребенка (1959 г.)
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.)
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.)

Российской Федерацией принят целый ряд законодательных актов:

  • Семейный кодекс Российской Федерации
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
  • Закон «Об образовании»
  • Конституция Российской Федерации

Региональные нормативные акты:

  • Законы, принятые законодательными органами субъектов Российской Федерации
  • Постановления (распоряжения) органов исполнительной власти

Впервые вопрос о правах ребенка был поставлен такими известными педагогами, как К.Н.Вентцель, активно боровшийся против насилия над личностью ребенка. Януш Корчак, польский детский писатель, публицист, врач и общественный деятель. Вентцель в одной из первых в мировой практике «Деклараций прав ребенка» (1917 г.) провозгласил для детей равные со взрослыми права и свободы, в частности на воспитание и образование, развитие своих способностей, свободное выражение мыслей, жизнь без наказаний и прочее. Много позже, провозглашенные им идеи права нашли отражение в Конвенции ООН о правах человека. Януш Корчак в книге «Право ребенка на уважение» (1929 г.) отстаивал право ребенка на индивидуальность, человеческое достоинство.